Текущее время: 8 Июнь 2023, 12:24






Извините, но свободная регистрация сейчас закрыта. Возвращайтесь позднее и попробуйте снова.

Добро пожаловать на "Киноклуб". Форум о кино.
Форум настоящих киноманов и фанатов кино в авторском переводе.

Для того чтобы писать комментарии, пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Уважаемые посетители!
В целях борьбы со спамом на нашем форуме действует премодерация сообщений новых пользователей. Независимо от количества созданных ими сообщений и даты их регистрации.
Сообщения, содержащие спам, никогда не пройдут премодерацию. Эти сообщения все равно никто не увидит кроме модераторов.
Спамеры будут забанены без их уведомления и бессрочно.


Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


В этом разделе создавать темы можно только Администратору, Супермодератору и пользователям из групп "Постоянные форумчане" и выше.



Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Алексей Медведев. Стать идиотом.
СообщениеДобавлено: 11 Апрель 2015, 02:27 
Не в сети
Супермодератор
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 16 Февраль 2014, 14:15
Сообщения: 204
Откуда: Россия
Последнее посещение: 16 Июль 2015, 05:55
Благодарил(а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Ранг: Гуру
Изменить размер шрифта ↓ВернутьИзменить размер шрифта ↑Алексей Медведев. Стать идиотом.

Изображение

Триеровские "идиоты" мучились парадоксом: им хотелось уничтожить мышление, подчинить свои действия животворной спонтанности. Но чем радикальнее были их провокации, тем больше в них читалось иронической рефлексии и сомнительного самолюбования. Чтобы стать идиотом, нужно было забыть обо всем и, прежде всего, о своем желании стать им, а именно это и не удавалось героям Триера.

То, над чем бились герои "Идиотов", сполна и даром дано главному герою дебютного фильма Гульшад Омаровой "Шиzа". Напрасно, кстати, одноклассники обзывают его "шизой" (в английском варианте названия - schizo). Греческое schizo означает "разделяю", "расщепляю". Но никакой раздвоенности в герое не сыщешь. Это не шизофреник, а именно что идиот в самом триеровском смысле слова - упрямый, твердый камешек, которым бьют стекла в благополучных домах.

Для тех, кто не видел, - несколько слов о сюжете. 15-летний подросток Мустафа по кличке Шиза (непрофессиональный актер, детдомовец Олжас Нусуппаев) не то чтобы трехнутый, но, по точному выражению матери, "замедленный". С подачи маминого любовника Сакуры (Эдуард Табишев) он начинает шестерить на мафию, занятую организацией подпольных боев без правил. Вдвоем они подыскивают очередного кандидата на избиение, обрекая его в худшем случае на смерть, в лучшем - на сломанный нос и нищенский гонорар. Умирающий боксер просит Мустафу передать деньги своей подруге - так Шиза знакомится с Зинкой (Ольга Ландина) и ее сыном Санжиком (Нуртай Канагат). После того как он помогает дяде Жакену (Бахытбек Баймуханбетов) выиграть на боях "американский мерседес", история поворачивает в сторону жесткого криминала, где будут и ограбление, и убийство, и тюрьма. Ну, а замедленность главного героя, как и положено в сказках, поможет ему одержать верх над умными и ушлыми.

У первого поколения казахских режиссеров, реализовавшихся в постсоветский период, было, по существу, два пути. Первый - отправиться в Москву и заняться ремеслом (как Джаник Файзиев или Тимур Бекмамбетов). Второй - снимать "этническое" кино при западном участии и получать призы международных фестивалей (как Серик Апрымов или Дарежан Омирбаев). Формально Омарова, принадлежащая уже к следующему поколению, примыкает ко второй группе. В "Шиzе", казалось бы, есть все признаки фестивального кино. Это копродукция с участием России, Казахстана, Германии и Франции, снятая живущей в Голландии казашкой. Модная экзотика сочетается с европейским качеством изображения и внятной историей. Да и приглашение фильма в престижную каннскую программу "Особый взгляд" (где пять лет назад победил Омирбаев со своим "Киллером") говорит само за себя.

Но все же что-то мешает причислить Омарову к фестивальному, "авторскому" кинематографу. "Шиzа" - это другое кино, и в достоинствах, и в недостатках. В нем чувствуется четко организованная энергия, заставляющая увидеть в авторе, помимо прочих талантов, потенциал незаурядного коммерческого режиссера (не удивлюсь, если Первый канал еще позовет Омарову снимать очередной "блокбастер"). Странно смотрится в системе авторского кино и довольно-таки аляповатый хэппи-энд, в лучшем случае способный вызвать у ценителей прекрасного лишь снисходительную улыбку, ведь по фестивальным канонам такому кино надлежит заканчиваться беспросветной драмой. Да и сама внешность главного героя, сосредоточенного паренька с обезоруживающей улыбкой, неожиданно стильно выглядящего в своей оранжевой рубашке, вельветовой курточке и актуальных кедах, ломает штампы авторского кино об изгоях и маргиналах.

Российская критика уже успела сравнить "Шиzу" с "Братом" и "Сестрами" (Омарова была соавтором сценария режиссерского дебюта Бодрова-младшего). Пожалуй, главное основание для такого сближения - столь редкая для нашего кино органика главных героев. Но не забудем и о различиях. Герои "Брата" и "Сестер" боролись с предлагаемыми обстоятельствами, герой "Шиzы" их просто не замечает. Ему все божья роса: и кровь, и деньги, и сума, и тюрьма. В трудных ситуациях он выбирает единственно правильное решение с безошибочностью лунатика, идущего по канату. Он ни от кого не зависит. Ему никто не нужен, кроме тех, кого он выбирает для себя сам.

Может быть, уместнее сопоставить "Шиzу" с "Возвращением" Андрея Звягинцева. И не только потому, что сюжетом обоих фильмов стала история взросления, инициации. И Звягинцев, и Омарова остранняют поэтику авторского кино с помощью жанровых приемов: один работает с элементами триллера, другая - восточного боевика. И речь идет не о привычном постмодернистском смешении высокого и низкого, а о жестком и деловитом испытании на прочность - кто кого сборет. В этом противостоянии - еще один источник энергии нового кино. Именно эта энергия, на мой взгляд, и стала причиной фестивального успеха обеих картин.

Изображение

Успех - по крайней мере, у подготовленной аудитории - ожидал "Шиzу" и в России. Лично для меня "Шиzа" - своего рода мечта о правильном российском кино. О том, каким оно могло бы быть, победив собственную неопрятность и расхлябанность. Тоскливое чувство безнадежности и внутреннего неудобства, с которым приступаешь к просмотру нового российского фильма, на "Шиzе" сменяется приятной эйфорией.

В фильме Омаровой много пустого пространства - не гнетущего, а легкого, живого. Это мир светло-синего неба и сухой, выбеленной ветром и солнцем степи, по которой так здорово прокатиться на мотоцикле. И даже заброшенные заводские корпуса, зернохранилища времен покоренья целины и проржавевшие портовые краны, напоминающие остовы доисторических животных, приобретают в фильме определенное благородство.

Парадокс в том, что свинцовые мерзости современной действительности в фильме присутствуют в достатке: безработица, пьянство, жестокость, обесценивание человеческой жизни и т. д. Но Омарова, жестко ограничив кругозор зрителя перспективой героя-идиота, не дает нам задуматься о судьбах мира, запрещает оценивать ситуацию со стороны и баловать себя жалостью и сочувствием. "Шиzа" начисто лишена сентиментальности, как она определяется в одном из рассказов Сэлинджера: "Это когда ты испытываешь к живому существу больше сочувствия, чем сам Господь Бог". В этом грехе Омарову упрекнуть нельзя. Но и закрывать глаза на реальность она тоже не собирается.

Реальность искривлена. Холодильник в кабинете доктора (блистательное камео Виктора Сухорукова), где должны храниться лекарства, отведен под "домашнюю сметану и яйца" - скромные подношения сельских жителей. Мальчик играет в машинки в камере предварительного заключения. "Работа", на которую каждодневно ходит дядя героя, оборачивается воровством и сдачей на металлолом обесточенных электропроводов. И даже "счастливый финал", приклеенный к фильму по настоянию продюсера и соавтора сценария Бодрова-старшего, трещит по всем швам. Ну что хорошего, скажите на милость, может ожидать союз деревенского дурачка с матерью-одиночкой в два раза его старше?

Реальность искривлена. И есть только одна возможность продолжать жить, не обращая на это внимания: стать идиотом. Не думать и действовать, как подскажет сердце. И тогда все простится и воздастся по заслугам. Вот такой получается новый герой.



Алексей Медведев.
Журнал "Сеанс"
2004 г.




Интервью Алексея Анатольевича Медведева и его статьи:


А. Медведев. "Кодекс один и тот же у всех переводчиков".
Алексей Медведев. Знак вопроса.
Алексей Медведев. Стать идиотом.
Алексей Медведев. Последний фильм.
Алексей Медведев. "Артдокфест-2014": "Сердцу не прикажешь".
Почему в России так любят дубляж. Интервью с А. Медведевым.
Алексей Медведев о фестивале и авторском независимом кино.
Алексей Медведев. "Сьераневада". Без пробела.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

   Похожие темы   Автор   Ответы   Просмотры   Последнее сообщение 
Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Алексей Михайлович Михалёв. Список переводов.

в форуме Голоса за кадром.

apollion

7

10281

23 Декабрь 2021, 06:00

apollion Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Алексей Анатольевич Медведев.

в форуме Голоса за кадром.

apollion

12

3737

28 Январь 2020, 21:01

apollion Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Алексей Михайлович Михалёв.

в форуме Голоса за кадром.

apollion

14

7675

10 Декабрь 2018, 04:19

apollion Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Алексей Медведев о фестивале и авторском независимом кино.

в форуме Кино в авторском переводе.

apollion

2

760

2 Июнь 2018, 13:11

apollion Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. А. Медведев. "Кодекс один и тот же у всех переводчиков".

в форуме Кино в авторском переводе.

apollion

2

1118

2 Июнь 2018, 13:08

apollion Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Алексей Медведев. "Сьераневада". Без пробела.

в форуме Кино в авторском переводе.

apollion

0

340

5 Декабрь 2018, 19:06

apollion Перейти к последнему сообщению

Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней. Алексей Михалёв. О тех, кого помним и любим.

в форуме Голоса за кадром.

Ironman

1

915

29 Апрель 2017, 18:59

apollion Перейти к последнему сообщению

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на сайте

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  

Поделиться:
cron
Обратная связь | Команда сайта | Удалить cookies сайта

««Киноклуб». Форум о кино» Movie-Club.ru ©, 2013-2023 Silver Steel Blue Style ©
Создано с использованием phpbb ® Forum Software © phpBB Group Limited
Форум существует с 3 ноября 2013 г.
[ ]